Люди тратят на еду все меньше и меньше
Средний чек жителя России за один поход в магазин в июле уменьшился по сравнению с июнем на 10 рублей (или на 1,8%) и составил 546 рублей. Об этом говорится в исследовании холдинга «Ромир». «Вместе со снижением общего объема повседневных расходов в июле на спад пошел и размер среднего чека. Так, единовременно на кассе россияне оставляли в июле порядка 546 рублей, что на 1,8% меньше, чем месяцем ранее», – говорится в исследовании. Это самое низкое значение индекса с августа 2018 года, когда средний чек составлял 537 рублей.
Президент «Ромира» Андрей Милехин заявил, что сокращение среднего чека в июле связано в первую очередь с сезонным фактором. По его словам, за счет удешевления овощей и фруктов и размер среднего чека пошел на спад.
По данным «Ромир», в июле средний чек увеличился по сравнению с июнем только в Дальневосточном федеральном округе (на 3,5%, до 650 рублей). На Северо-Западе показатель снизился на 3,2% – до 598 рублей, на Урале и в Сибири — на 3,1% в обоих случаях, до 559 рублей и до 462 рублей соответственно. В Приволжском округе средний чек сократился на 2,3% (до 496 рублей), в Центральном и Южном округах — на 1% в каждом случае (до 601 рубля и до 574 рублей соответственно).
Одновременно с этим большинство россиян заметило, что за последние пять лет вес и объем упаковок стал меньше. По данным ВЦИОМ, согласно имеющимся данным, 72% жителей России обратили внимание, что вес и объем продуктов уменьшился, а цена сохранилась или стала выше. Больше всего это отметили жители городов-миллионников (77%), 14% не увидели изменений. 66% россиян недовольны сложившейся ситуацией, 58% предлагают указывать на ценниках стоимость в пересчете на килограмм или литр продуктов, 66% заявили о необходимости увеличить шрифт, которым написана информация о товаре.
В исследовании также отмечается, что 74% респондентов уверены, что уменьшение упаковок зависит от производителя, 21% придерживаются противоположного мнения. 38% думают, что инициатива исходит от торговых сетей и магазинов, 56% не согласны с этим предположением. «Основные цели таких изменений большинство опрошенных связывают с попытками обмануть покупателей (65%)», – отмечают представители ВЦИОМ.
Экономический аналитик Артем Ермолаев заявил «Блокноту», что уровень жизни населения неуклонно продолжает снижаться.
«Экономического роста практически нет, соответственно реальные доходы населения лишь падают. Естественно, люди вынуждены экономить даже на самом необходимом, в том числе на продуктах питания», – пояснил эксперт. По его словам, как следствие, в розничной торговле сокращается ассортимент: «Вымываются многие наименования, чаще всего на прилавках остаются наиболее дешевые продукты, дорогое люди уже не покупают. Уменьшение объема упаковок чаще всего связано с обманом, как думают многие потребители. Условно говоря, у людей нет возможности покупать сразу десять яиц, поэтому производители начинают продавать по восемь-девять штук. Точно также с молоком и другими продуктами. Если не уменьшать упаковку люди вообще перестанут покупать данную категорию товаров».
Ранее РИА «Рейтинг» провело исследование, в ходже которого выяснило, что в бюджете россиян траты на продукты питания составляют 31,2%. В ходе исследования изучались структуры расходов жителей 40 стран Европы, России, Казахстана и Турции. Использовались данные национальных статистических служб и Росстата, а также МВФ. Лидером рейтинга (по наименьшей доле продуктов питания в структуре расходов) стал Люксембург. Жители этой страны тратят на питание лишь 8,7% своих расходов.